Менчо-РейКи - обучение, лечение РейКи
Восток - Запад и МенЧо
Символ РейКи. РейКи Восток-Запад и Менчо-РейКи
Главная Психологическая помощь Фото Контакты Эзо-новости
 
РейКи
 

    Микао Усуи

   Микао Усуи - Сенсей РейКи
 
  История РейКи
  Принципы РейКи
  Принципы от Арджавы П.
  Ступени РейКи
  Ансин Рицумей
  Гёсей - духовная поэзия
  Целительские приемы
  Лечение РейКи
  Обучение РейКи
  
 

Психологические аспекты учения Кободайши (Кукай)

А. Г. Фесю

В Японии все буддийские школы создали и возглавили сами японцы: тэндай – Сайтё, сингон – Кукай, дзэн – Эйсай, Догэн и др. Однако большинство основателей школ и направлений ранее бывали в Китае и воспринимали учение непосредственно от индийских или китайских монахов.

Буддийское мировоззрение и в настоящее время оказывает действенное, хотя и далеко не всегда заметное со стороны, влияние на психологию японцев, зачастую определяя их слова и поступки. В связи с этим изучение психологических аспектов буддийских учений средневековья приобретает особую актуальность в современную эпоху, так как понять новое, не зная старого, невозможно.

Наиболее яркой фигурой среди деятелей японского буддизма считается Кукай (774-835), более известный по посмертному имени Кободайши ("великий учитель, распространявший закон").

Учение буддизма видит конечную цель всякого человеческого существования в выходе всех живых существ из цепи бесконечных рождений посредством достижения ими "состояния будды".

Кукай писал, что в противоположность всем экзотерическим учениям, эзотерический буддизм, являясь прямым и спонтанным раскрытием абсолютной истины, представляет "сокровенные", трансцендентальные способы достижения "состояния будды" в течение одной жизни. Будучи ревностным последователем эзотерической традиции, Кукай основывал свое учение на положениях, выработанных в индийском буддизме, причем особое значение он придавал сутрам "чистого эзотеризма" («Махавайрочана-сутра» и «Ваджрасэкхара-сутра») и двум трудам, которые приписываются Нагарджуне, – «Трактату о сознании Бодхи» и «Комментарию к трактату о махаяне». Достижение "состояния будды" в этой жизни занимает главное место среди положений философской системы Кукая, который следовал в этом традиции патриархов Амогхаваджры и Хуэйго.

Кукай именует свое учение "тайным", "эзотерическим" (миккё) – сокровенным в противовес "открытому", "экзотерическому" (кэнгё) – откровенному.

В эзотерических трактатах говорится, что если исторический Будда Гаутама (Нирманакая) передавал свои идеи довольно большому количеству людей, учитывая определенный уровень понимания и употребляя соответствующие ему слова, то вселенский Махавайрочана (Дхармакая) изрекал эзотерические истины, не ставя задачей их непосредственное, широкое распространение.

Как говорится в учении Кукая, «есть три тела будды и две разновидности буддийского учения. То, что открыто изрекал Нирманакая Будда, называется Откровенным Учением.

Изречения Дхармакая именуются Сокровенной Сокровищницей.

Сокровенное учение могло передаваться в объеме, строго соответствовавшем возможностям восприятия ученика.

Основные положения теории достижения "состояния будды" в этой жизни Кукай выражает в стихотворении:

Шесть великих элементов неуничтожимы, постоянны, находятся в гармонии друг с другом.

Четыре вида мандал неотделимы друг от друга.

Три таинства переносимого и имеющегося быстро выявляют три тела будды.

Всеохватывающие состояния, подобные сети Индры, называются нынешним телом.

По учению Кукая, сущностная субстанция Вселенной есть шесть элементов (земля, вода, огонь, ветер, небо-пустота и сознание). Он считал, что их совокупность есть Дхармакая (т.е. Будда Махавайрочана). Эти элементы и все феномены, включая живые существа и даже будд, находятся в отношениях "производящих" элементов и "производимых" феноменов, но, как считал Кукай, в действительности здесь нет, так называемого "создания". Хотя первые пять элементов трактуются как материальные, а шестой – как духовный, исходно они все считаются принадлежащими одной природе. Они взаимопроникаемые и в то же время несмешиваемые. Следовательно, согласно Кукаю, то, что материально, также и духовно, а что духовно – материально; между ними нет разницы, как между живой и неживой природой. Этим самым Кукай создает основу теории универсальной, единой несмешиваемости, посредством которой устанавливается эзотерический принцип единения человека с Буддой.

Далее Кукай показывает, что первые пять элементов в совокупности представляют собой ноуменальный принцип , а последний – совершенную мудрость . В комментариях к «Махавайрочана-сутре» Кукай рассматривает Татхагату Махавайрочану не только как "тело шести элементов", но и в отношении к двум основным эзотерическим сутрам. Картина получается следующая: в «Ваджрасэкхара-сутре» представлено "тело мудрости"  Махавайрочаны, символизируемое ваджрой, которая освещает путь, пробивает панцирь невежества и вообще символизирует динамизм упорядочения. А в «Махавайрочана-сутре» Татхагата Махавайрочана пребывает в "теле принципа", символом которого является лотос, нереализованная потенция, создание и рост.

Кукай говорит, что (как и шесть элементов) эти тела неразрывно связаны недуалистическими отношениями. «То, что осознает, есть мудрость; то, что осознается, есть принцип. Названия разные, сущностная природа одна». Таким образом, по Кукаю, вся Вселенная, произведенная из шести элементов, есть воплощение ноуменального принципа и мудрости Махавайрочаны. В своем исходном состоянии шесть элементов "непроизводящи" и "непроизведены" . "Исходная непроизведенность" есть основная идея истинного эзотеризма, представляемая первой буквой санскритского алфавита ("А").

Поскольку феноменальная манифестация шести элементов рассматривается как самопроявление Будды Махавайрочаны, Вселенная, соответственно, представляется как визуальное (мандала) описание этого изначального Будды. В терминах концепции «Четырех видов мандал» Вселенная, во-первых, есть, прежде всего, маха-мандала, и различные феноменальные существования могут выглядеть как божества, происходящие из "начального тела Махавайрочаны". Во-вторых, Вселенную может отражать самая-мандала, если ее (Вселенную) интерпретировать как манифестацию обетов и мыслей Махавайрочаны. Различные вещи и ритуальные предметы (ваджры мечи, драгоценности, цветки лотоса, музыкальные инструменты и др.), которые держат в руках будды и бодхисаттвы, символизируют в этом случае их обеты и стремления. В-третьих, Вселенная есть самопроявление Дхармы, и каждое феноменальное существо есть буква, знак Дхармы, заключающий в себе неисчислимые значения и добродетели. Таким образом, Вселенная есть дхарма-мандала. И, в-четвертых, движения материальных объектов представляют собой деяния будд  и  бодхисаттв, следовательно, Вселенная есть карма-мандала. «Четыре вида мандал... неизмеримы числами. Каждая из них подобна Вселенной. Это неотделимо от того, то – от этого; они, как небо и свет, взаимно не смешаны и не замутнены»

По Кукаю, маха-мандала представляет собой гигантскую модель Вселенной, символизирующую Махавайрочану в его целостности. Самая-мандала – то же с точки зрения всеприсущности намерений Махавайрочаны. Дхарма-мандала – сфера, в которой Махавайрочана общается со своими проявлениями, место, где, не прекращаясь, идет передача "сокровенной истины". Карма-мандала – круг действий Махавайрочаны.

    Четыре мандалы представляют собой:
  1. распространенность Махавайрочаны
  2. его намерения
  3. общение
  4. деятельность

Первое – это все шесть элементов, второе – сострадание, третье – откровение в форме "проповеди Дхармакая", четвертое – все движения во Вселенной.

Процесс изменения состояния психики подвижника, идущего по пути "просветления", Кукай разделяет на три ступени:

1) истинное слияние . Осознание живым существом своего изначального, полного  телесного "обладания" ноуменальными качествами пяти элементов и присущего его психике "просветленного" аспекта - сознания. Таким образом, само это существо и есть по своей природе Будда Дхармакая;

2) привносимое и имеющееся . Подвижник "сливается" с Буддой Махавайрочаной.  На этом уровне подвижник "сохраняет" свою "идентичность" с Махавайрочаной до тех пор, пока он находится в состоянии самадхи; покидая же его, он возвращается к обычной человеческой жизни с ее страстями и желаниями, которые он все же воспринимает, но уже совсем по-иному;

3) выявление и обретение . По мере продолжения практики трех таинств подвижник достигает полного осознания "состояния будды", и все его действия гармонизируются с этим состоянием. Теперь его тело – "тело будды", а "тело будды" – его тело




 
МенЧо РейКи
 

   Будда медицины

   Будда Медицины
 
  История МенЧо РейКи
  Лекция Микао Усуи
  Семинары МенЧо
  Вода Мизу-Хари
  Медитация Алмазный Ум
  Лечение МенЧо РейКи
  Обучение МенЧо РейКи